Весьма распространено мнение, что японская чайная церемония (Тя-но ю) — сложнейший ритуал, на освоение которого уходит не один год практики. А вот мастер чайной церемонии из префектуры Осака (школа Урасэнкэ) Тагути Фумико опровергает эту точку зрения.
Тя-но ю все лучше познаю
— Любой человек без особой подготовки может устроить чаепитие даже в домашних условиях, — уверяет Тагути-сенсей. — Для этого потребуется всего три предмета: чай, чайник и чашка. Главное — в каком расположении духа вы завариваете и пьете чай. Если это действо приносит вам наслаждение, то японская чайная церемония удалась.
Таким демократичным подходом можно ограничиться, лишь наслаждаясь ароматным напитком в гордом одиночестве или узком семейном кругу. Если же решили порадовать гостей, без знания определенных чайных тонкостей не обойтись. Техника проведения тя-но ю разнится в зависимости от школы чайной церемонии (рю:ха). В Японии их около ста. Но все школы объединяет одно: главное, не скрупулезно соблюсти все правила, а выразить свое почтение и трепетное отношение к гостям, например, через деликатное обращение с приборами. Отрепетированные движения позволяют мастеру не тратить внимание на приготовление чая, а сконцентрироваться на доставлении эстетического удовольствия присутствующим.
Путь Чая
Чтобы испить настоящего японского чаю, необходимо овладеть искусством чайной церемонии, которое мастера в стране восходящего солнца называют «садо» («Путь Чая»).
Маття — традиционная японская чайная церемония, которая проникнута строгим духом дзэн-буддизма. Его суть, попросту говоря, сводится к очищению души путем слияния с природой. Долгое время маття существовала под девизом «чай и дзэн – одно».
Чтобы устроить для гостей маття, вооружаемся такими церемониальными предметами: специальная шелковая салфетка для чайной церемонии (фукуса), чайная чашка (тяван), чайница (нацумэ), бамбуковая ложечка (тясяку), тряпочка для протирания посуды (тякин), венчик для взбивания чая (тясэн), и конечно, сам напиток маття. Желательно приобрести еще круглый поднос и сосуд для того, чтобы сливать использованную воду (кэнсуй).
Правда, эти и другие чайные атрибуты можно творчески заменить подручными средствами. Не удалось приобрести японский поднос – не беда, подойдет любой другой. Функции водонагревательного прибора прекрасно выполнит обычный чайник.
— Устраивать в домашних условиях чаепитие лучше в духе церемонии сэнтя, — советует мастер Тагути-сенсей. Сэнтя – обычное достояние японского дома. Она гораздо меньше ритуализирована, чем маття, и европейскому человеку ближе по духу. Для домашней сэнтя нужны лишь маленькие пиалы, заварочный чайник и чай.
Разбиваем чайные стереотипы!
Заблуждений насчет японской чайной церемонии у русского человека предостаточно.
Одно из них: церемония тя-но ю должна длиться не менее 4-5 часов.
— Конечно, чтобы провести классический ритуал в специально оборудованном чайном домике (тясицу), который находится в глубине чайного сада (тянива), потребуется несколько часов. Но даже в Японии полное действо проводится лишь в исключительных случаях. Чаепитие в сокращенном варианте может занять и час, — развеивает предубеждения Тагути-сенсей.
Другой стереотип: участники церемонии должны сидеть, согнув колени под себя, в так называемой позе «ученика». Но попробуй-ка настроиться на философский лад и отрешиться от земной суеты, когда затекают ноги! Не стоит мучить себя. Мастера чайной церемонии одобрительно относятся к тому, что европейские люди сидят на стульях. Ведь главное — не внешнее, а внутреннее состояние человека. Отдельного разговора заслуживает и «культ извинений», сопровождающий ритуал чаепития. В церемонии маття перед тем, как вкушать сладости (их подают гостям, пока мастер готовит напиток), следует поклониться соседу и произнести фразу «Окаси тёдай итасимас» — «Извините, что я первый ем сладости». Отведать чай лучше также после того, как скажете соседу: «Отэмаи тёдай итасимас» — «Извините, что я первый пью чай». Извиняется и мастер чайной церемонии, когда уносит посуду гостей.
Оказывается, извинения – это еще одно из выражений почтения по отношению друг к другу. А уважение считается самым главным из четырех принципов чайной церемонии по-японски (гармония, уважение, чистота и спокойствие).
Среди любителей японской чайной церемонии распространена точка зрения, что микродвижения, которые выполняет мастер, все канонизированы и рассчитаны в течение многих веков, поэтому обычному человеку их повторить практически невозможно.
— Достаточно месяца регулярных занятий и уже можно будет проводить самые простые ритуалы для гостей, — уверяет Тагути-сенсей. — Но помните, занятие чайной церемонией – это образ жизни, духом чая должен быть проникнут каждый день жизни мастера.
Анна Акулич
Средняя оценка: 5 из 5