Монастыри Киева с их богатой историей и выразительной архитектурой служат хорошим мотивом для поездки в украинскую столицу. Киево-Печерская Лавра, Голосеевская Пустынь, Андреевская церковь — главные монастыри Киева круглогодично собирают в своих стенах паломников из Украины и других стран. Но за посещением этих знаковых для православных христиан мест не стоит обходить вниманием и менее известные киевские святыни.Поверьте, их неподдельная атмосфера способна в полной мере вознаградить вас за пытливость. Одним из таких благодатных уголков, несомненно, является Свято-Троицкий монастырь (Китаевская пустынь).
Наше знакомство с этим удивительным храмовым комплексом началось с поездки на южную окраину города. Именно здесь более столетия назад монахами-отшельниками был разгорожен каскад прудов, близ которого подвижники и основали храм. Ему предстояло на долгие годы стать надежным пристанищем веры. И пусть сегодня Китаевская пустынь окружена жилыми домами и промзонами, обитель продолжает исполнять свое предназначение.
Стоит сойти с городской улицы, взобраться на один из лесистых холмов, обступивших Китаево, — и привычной суеты как не бывало. Красивая природа монастыря настраивает душу на особый лад, будто бы подготавливая к какой-то важной встрече.
Наш приезд в Китаевскую пустынь пришелся на межсезонье и мы стали свидетелями того, как все здесь погружается в зимнюю дремоту.
Под крепнущим ледяным покровом засыпают молочно-белые озера, сонные ивы понурили свои отяжелевшие ветви, — и только фонтан, бьющий посреди пруда неуемной жилкой, немного оживляет пейзаж. «Унылая пора! Очей очарованье!» — эти Пушкинские строки прекрасно иллюстрируют прогулку по Китаево в это время года.
Но живописная округа Китаевской пустыни лишь предваряет соприкосновение с главной жемчужиной здешних земель — храмово-пещерным комплексом. Те монастыри Киева, при которых до наших времен сохранились пещеры, позволяют глубоко прочувствовать подлинный дух служения православных подвижников.
Монахи-отшельники пришли в Китаево еще во времена Киевской Руси. В XIV веке иноки-пустынники основали здесь пещерный монастырь, а после и лаврский скит. Многие столетия Китаевская пустынь служила колыбелью для христианских подвижников, а в середине XVIII века приобрела славу «Киевского Афона», став местом постоянного паломничества.
Первым из известных монахов-затворников, подвизавшихся в Китаевской пустыни, стал преподобный Досифей (XVIII–XIX вв). По сей день именно с его именем прежде всего ассоциируется Китаево у многих людей. История жизни Досифея (с греческого имя переводится как «Богом данный») поистине удивительна. Под именем старца многие годы скрывалась православная подвижница Дарья — дочь состоятельных и знатных рязанских дворян Тяпкиных. В 16-летнем возрасте девушка тайно покинула родительский дом, отказавшись от всех привилегий дворянского рода. Облачившись в мужскую одежду и назвавшись Досифеем, она начала свое долгое скитание по городам и весям Российской империи в поисках места служения. Ни в одном из монастырей беспаспортного беглеца Досифея не соглашались принять в число братии. Когда юному скитальцу отказали и в Киево-Печерской лавре, то по примеру православных подвижников Досифей поселился в Китаевской пустыни. Он вырыл голыми руками на самом верху горы пещеру, где в полном затворничестве прожил следующие 17 лет, питаясь корнями, мхом и изредка хлебом, который приносили ему иноки из Китаевой пустыни.
Молва о мудром и прозорливом отшельнике звучала по всей православной России. За благославением и наставлением к утешителю Досифею приезжали тысячи людей разных возрастов и сословий. В 1744 году государыня Елизавета Петровна в ходе своего паломничества по стране посетила монастыри Киева, в том числе и Китаевскую Пустынь, пожелав встретиться с пещерником Досифеем. Для державной гостьи в кратчайшие сроки монахи соорудили лестницу из множества деревянных ступенек, ведущую на гору к пещере старца. По преданию, беседа с Досифеем произвела на императрицу неизгладимое впечатление
В 1767 году состоялась еще одна важная историческая встреча – Досифей благославил на монашеский подвиг в Саровской обители юного Прохора Мошнина — который вскоре прославился как преподобный Серафим Саровский.
Пещерный комплекс — особая духовная реликвия Китаевской пустыни. По дамбе пересекаем пруды и по следам государыни Елизаветы Петровны поднимаемся в гору — по бетонной лестнице, состоящей из 150 ступенек.
Входим в пещеры через часовенку, увенчавшую вершину горы. Спускаешься под землю, а чувствуешь, что заходишь в Храм духа. Святыня в недрах земли представляет собой узкую стометровую подземную галерею с крохотными отшельническими кельями. Хорошо найти пустой скит, немного постоять или посидеть в тишине.
В приглушенном мерцании свечей – единственного, что озаряет скромные пещерные проходы и монашеские кельи, словно освещаются потаенные уголки сознания. В намоленном пространстве прозрачно слышны собственные мысли и чувства. Под низкими пещерными сводами сами собой рождаются светлые ощущения от соприкосновения с благодатной атмосферой места. А еще здесь в глубокой тишине впервые приходит настоящее понимание тех подвижников веры, которые годами жили в подземных кельях, возвращались сюда вновь и вновь, чтобы продолжить свое служение…
В Китаево приезжаешь погруженным в звучание киевской повседневности и собственных дум, а покидаешь это место в состоянии внутреннего молчания и умиротворения. Знакомство с Китаевской пустынью стало несомненно одним из самых памятных эпизодов нашего путешествия по Украине.
Андрей Кондратьев
Анна Акулич
Средняя оценка: 5 из 5