Многие величайшие правители мира всех времен и народов, для того чтобы прийти к власти и удержать вожжи правления, использовали любые возможности, в том числе и помощь колдунов, магов, ведьм. Французский прорицатель Нострадамус был врачом и советником королевы Франции Екатерины Медичи и ее сына — короля Карла IX. Предсказателей и волхвов держал при своем дворе Иван Грозный. У Петра Великого тоже был личный колдун — чернокнижник Яков Брюс. Иосиф Сталин получал консультации у «потомственной ведьмы» Натальи Львовой и «провидца» Вольфа Мессинга. Первому же президенту России Борису Ельцину давала рекомендации (в том числе и политического характера) ясновидящая из Болгарии Ванга.
Но, пожалуй, именно великий хан Чингисхан (названный Темучином при рождении) — тот правитель, которому служил один из самых загадочных колдунов истории — Тэб Тэнгри.
Мало кто знает, что именно волхв Тэб Тэнгри провозгласил Темучина Чингисханом (кит. Cheng-sze — истинный властитель) и сыграл легендарную роль в становлении основателя (1206 г.) и первого Великого хана Монгольской империи, которая включала в себя Великую Евразийскую степь от Дуная до Тихого океана и самое протяженное пространство от Новгорода до Индокитая.
Для справки:
Чингисхан (монг. Чингис хаан [tʃiŋɡɪs χaːŋ] (ок. 1155 — 25 августа 1227 г.). Признан величайшим человеком II тысячелетия (согласно опросу, проведенному в 1996 году газетой «Вашингтон Пост»).
В поисках твердой руки
Версий по поводу того, какое участие шаман Тэб Тэнгри (настоящее имя Кохэчу) принимал в жизни «Властителя степного океана», существует немало. Одни историки утверждают, что колдун не оказал существенного влияния на деятельность великого завоевателя, другие уверены, что заслуги Тэб Тэнгри в росте славы Чингисхана неоспоримы. А некоторые исследователи считают, что шаман своими действиями только причинял вред властителю.
Завесу таинственности над историей жизни волхва Тэб Тэнгри нам помог приоткрыть изучающий данный вопрос не один десяток лет Валентин ХАГДАЕВ, верховный шаман Ольхона, вице-президент ассоциации бурятских шаманов «Боо мургэл», член совета шаманов Иркутской области, автор монографии «Шаманизм и мировые религии».
…Сподвижник Чингисхана волхв Тэб Тэнгри, согласно историческим хроникам, жил в середине XII — начале XIII веков. Он был одним из девяти сыновей шамана Мунлика, всегда помогавшего в беде семье матери Чингисхана – Оелун-хатун.
Остались сведения, что Тэб Тэнгри был поистине незаурядной личностью, к тому же обладал чудодейственными способностями. Например, когда он садился на лёд, то ото льда шел пар, настолько жаркой была энергия этого человека. Также исторические хроники говорят, что он наводил на людей суеверный страх, когда поднимался в небо на сером коне в яблоках.
В то время среди кочевников не было единой общности, они состояли в отдельных кланах, каждым из которых управлял хан (племенной вождь).
Шаман много путешествовал по Степи. Повсюду он сталкивался со страданиями кочевников от того, что ханы и нойоны (князья) совершали набеги друг на друга. И он чувствовал чаяния народа о твёрдой руке, которая объединила бы всю Великую Степь. Претендента на роль правителя шаман увидел в молодом Темучине, который тем временем стремительно завоевывал популярность среди кочевых племен. Конечно, колдун осознавал, что с подъемом юноши по лестнице власти и его собственное значение у соплеменников заметно возрастёт. И, действительно, многое из того, что предвидел шаман, вскоре воплотилось в жизнь.
Восхождение Темучина
В 1189 году 27-летний Темучин начал активную борьбу с другими претендентами на власть с целью получить титул Великого хана и объединить все племена монголов под своим управлением.
На курултае (собрании знати для решения важных государственных вопросов), куда будущий правитель Монгольской империи созвал все рода, представители аристократической верхушки признали его Великим ханом. Но на этом борьба за власть не закончилась…
Хан провел ряд реформ, которые принесли ему славу среди кочевников. Он запретил своим воинам заниматься грабежами, кроме того, часть добычи он отдавал семьям тех, кто погиб в бою. Он осуществлял реформы не только в военной, но и в гражданской сфере, тем самым покоряя сердца простых людей.
А в это время проницательный шаман Тэб Тэнгри повсюду распространял слухи о скором появлении Великого воина, который объединит всю Степь, всех кочевников. С этой вестью он обошёл многие кочевья монгольских народностей. А земля кочевников тогда была очень обширной, почти вплоть до нынешней Китайской Стены.
Так как род борджигинов (род хана) считался «второсортной черной костью» (незнатного происхождения), то волхв объявил, что Вечное Синее Небо сделало Темучина своим представителем на земле. Род борджигинов теперь стали считать «алтан уруком», то есть «золотым родом». Именно с этого дня подданные Великого хана стали называться монголами.
В результате, благодаря заслугам монгольского хана и последовательной его популяризации усилиями Тэб Тэнгри, авторитет первого стремительно возрастал.
И вот в 1206 году на всеобщем курултае представителей знати в Каракоруме, где было принято решение изменить название монголов с «Народа войлочных стен» на «Великий народ монголов» («Хамаг монгол улус»), Темучин получил титул-имя «Чингисхан» (означает «сильный, бесстрашный, непоколебимый» и похоже на слово «волк» (чино) – прародителя монголов).
Шаманы на церемонии стучали в барабаны и возносили молитвы Небу, чтобы оно благословило вступление на престол Великого хана.
Валентин Хагдаев:
— Именно Тэб Тэнгри в тот день во всеуслышание объявил Темучина Чингисханом и водрузил на его голову меховую с золотом корону. При этом он произнес речь о том, что доблестные монголы победили многих султанов, падишахов, ханов и царей и титул-имя Чингисхан лучше всего соответствует владыке всех кочевников.
Убийство волхва
История возвышения Чингисхана стремительно продолжалась. Он завоевывал все большую популярность среди своего народа. При этом оказывал всяческие почести своему доверенному шаману Тэб Тэнгри, который обеспечил ему, как он верил, поддержку Синего Неба.
Но со временем слава и могущество волхва начали косвенно угрожать самому властителю, в юрте шамана стало собираться так же много знатных и могущественных нойонов (князей), как и у самого хана. Более того, шаман и его семь братьев открыто хвастались, что у них больше власти, чем у Чингисхана.
Вероятно, Тэб Тэнгри верил, что его магические способности обеспечат ему абсолютную неприкосновенность, поэтому позволял себе такие дерзкие поступки.
Однажды, поссорившись с братом Чингисхана Хасаром, шаман предсказал, что ханством будут править по очереди оба брата (возможно, этим пророчеством он хотел внести раздор в отношения родственников). Разъяренный властитель арестовал Хасара и стал выпытывать у него об этих намерениях. Лишь благодаря вмешательству матери не произошло братоубийства.
Чингисхан позже признавался, что очень устыдился материнских слёз, призывов к совести, своих подозрений к простодушному брату и того, что чуть не убил его.
Хотя этот конфликт удалось мирно урегулировать, вскоре шаман снова попытался воздействовать на императорскую семью. Он переманил к себе слуг братьев Чингисхана. Такой наглости не стерпел сводный брат хана Тэмугэ и потребовал вернуть людей назад. Тогда шаман заставил того встать на колени и извиниться перед ним.
Этого унижения по отношению к своему брату великий хан Чингисхан не смог простить колдуну. Вместе с приближенными людьми он составил и осуществил план по избавлению от амбициозного волхва. Властитель пригласил Тэб Тэнгри в императорскую палатку на совет, а его брат Тэмугэ вызвал шамана якобы на спорную борьбу (по монгольской традиции). Но не успел тот выйти из шатра, как его убили.
Валентин Хагдаев:
— Тэб Тэнгри был воистину великим шаманом своего времени, и при нём шаманство чуть не стало государственной религией. Он достоин уважения уже только за то, что смело говорил правду самому Чингисхану и был одним из его сподвижников по воссозданию единого государства кочевников «Хамаг монгол улус». То, что случилось с ним в последние годы, это результат амбиций его и хана, а также интриг родственников…
Новый шаман
Так печально закончил свою жизнь волхв Тэб Тэнгри, который перешел дорогу самому «Властителю степного океана». Среди народа распространили слух, что Небо забрало его к себе за плохие деяния. После этого убийства простые люди стали называть Чингисхана Великим шаманом.
Шаманизм действительно сохранял серьезное значение в жизни Монгольской империи и самого Чингисхана. В самые сложные периоды он молился на вершине священной горы Бурхан-Халдун, и там ему приходило озарение. Однажды он провел в молитвах на горе трое суток, пока не получил ответ Свыше.
В своих последних походах, осаждая города, властитель называл себя «Посланцем Неба», которому богами поручено установить единый и общий порядок на земле. А те, кто не желают подчиняться этому порядку, будут уничтожены!
В 1227 году Чингисхан умер, согласно историческим хроникам, заболев лихорадкой в азиатском походе. Тело великого завоевателя отвезли в Монголию и по традиции похоронили в тайной могиле рядом со священной горой Бурхан-Халдун, с которой «Покоритель Вселенной» Чингисхан много раз обращался за помощью к Вечному Синему Небу.
Анна Акулич
Средняя оценка: 5 из 5
Шаманы были неприкосновенны и считалось, что убийство шамана — преступление против самого Неба и тут же последует возмездие. Тэмучин рискнул и… ничего страшного не произошло.
А Теб-Тенгри — был шаманом в значении пастора или попа или муллы-!
И он не смог защитить себя от людских сплетней и пал собачьей смертью!Разве он не ничтожество!
В истории Чингисхана и становлении его Ха-аном сыграла главную роль его мать-Оэлун, Олуэн -что значить «Великая мать»-«ҰлыЕне»( Великая мать рогатая Олениха. Ч.Айтматов). Она была «ясновидящей»-об этом написала она сама в Орхонских надписях. она безошибочно предвидела заранее о надвигающей опасности, подсказывала своему сыну Торхану-Чингисхану.
Она является автором 30 каменных надписей в Монголии.Писарями ее были; Сара Коктан-бике(автор Алтан Тобчи) и Илинкунь -невестки Чингисхана.
Оэлун — облако по монг. При чем здесь Олуэн и рогатая мама?
Все наоборот — это маги правили и будут править миром через пешек-правителей.