У кромки Крыма, или в чертогах Чатыр-Дага

Чатыр-Даг

Многих людей полуостров Крым манит своими колоритными пейзажами. Мы тоже не стали исключением, и бархатной сентябрьской порой (а сентябрь в Крыму в полной мере обладает таким качеством) побывали в этом дивном уголке, заглянув в красивые места Крыма. «Затравкой» нашего путешествия по Крыму стал двухчасовой перелет из Москвы в Симферополь. Прибавьте еще полтора часа езды на автобусе — и вот мы на юго-западном побережье Крыма в курортном поселке Николаевка.

Надо сказать, что «открыточных» крымских красот здесь туристу не найти. Ведь большая их часть расположилась на южной и юго-восточной оконечности Крыма. Николаевка же вправе похвастаться длинным, песчано-галечным пляжем и чистым, вмиг располагающим к себе морем. По крайней мере встречало оно нас как и положено радушной хозяйке — тепло и ласково.

Сказочные переливы неба и медитативные танцы чаек замечательно украсили наши вечера, проведенные на берегу.

Однако через несколько дней настроение у черноморского Нептуна переменилось, и мы смогли наблюдать совсем другую картину.

Переменчивость погоды и скудность степных пейзажей лишь подкрепили наше первоначальное намерение не ограничиваться в своем путешествии матрасным отдыхом. Говорят, чтобы получить полное представление о красотах Крыма, нужно покорить хотя бы одну из его вершин. Наш выбор пал на Чатыр-Даг — горный массив, расположенный в южной части полуострова, примерно в десяти километрах севернее Алушты.

Но вначале мы решили посетить другую местную достопримечательность — Крымскую Астрофизическую обсерваторию. Сделать это можно даже не разбивая палаточный лагерь под сенью телескопов, благо при обсерватории существует хорошая и недорогая гостиница. А маршрут через тернии к звездам таков — добравшись до Симферополя, едем на автостанцию Западная и оттуда прямым рейсом в поселок-спутник обсерватории — Научный.

Отметившись в Научном, мы планировали вновь вернуться в Симферополь и доехать до Ангарского перевала, где начинался один из самых коротких маршрутов на Чатыр-Даг. Но случай распорядился иначе. В первый же вечер нашего пребывания в гостинице мы познакомились с группой туристов из Самары и Ярославля. Как оказалось, ребята на утро собирались отправиться в пеший трехдневный поход к Чатыр-Дагу прямиком из Научного. Идея показалась нам интересной, и мы недолго думая решили присоединиться к случайным попутчикам и продолжить наше путешествие по Крыму вместе с ними. Руководитель группы Сергей Назаров — прекрасный знаток здешних мест и по совместительству младший научный сотрудник обсерватории — охотно включил нас в состав. Утром, почтив своим визитом расположенное в гостинице вегетарианское кафе и сделав несколько снимков понравившегося нам поселка, мы были готовы выдвинуться в путь.

Стоило немного отойти от Научного, как перед нами открылся восхитительный вид на Чатыр-Даг. Каменный исполин распростерся среди гор и облаков будто мираж. Как не единожды было подмечено, хребет своими очертаниями напоминает оставленную кем-то гигантскую палатку. Кстати, это удивительное сходство и дало имя горному массиву (с татарского Чатыр-Даг переводится как «Шатёр-гора»). Столь заманчивым казалось разбить свои «шатры» на покатой спине великана, что расстояние, отделявшее нас от цели, лишь раззадоривало.

Весь день мы шагали от перевала к перевалу, останавливаясь только на короткие передышки, а к наступлению темноты вышли к роднику Ян-Су, возле которого и планировалось заночевать. Здесь уже начиналась территория Крымского природного заповедника, о чем нам всю ночь напоминал протяжный звериный рёв. Сергей объяснил, что ночным концертом мы обязаны оленям, для которых осень — традиционная брачная пора. Да уж, неосведомленным о местных особенностях туристам будет особенно тревожно коротать здесь время до рассвета.

При всем нашем желании отоспаться после оленьих серенад, утро началось с ранних сборов. Сергей торопился сняться с лагеря: сегодня нам предстояло дойти до нижнего плато Чатыр-Дага, а темп, взятый группой, оказался не слишком высоким. У ближайшей мелководной речушки были восполнены запасы воды, тут же, благодаря усилиям опытных походников, на вооружение отряда поступили прочные палки для восхождения. Вскоре они нам пригодились — начался затяжной подъем. Он стал настоящим испытанием для всех участников похода, особенно для ребятни. По счастью, за то время, пока мы взбирались по склону, наши труды не раз вознаграждались красивыми панорамными площадками — здесь восстанавливались силы и пополнялись коллекции фотографий.

Особенно запомнился вид на, который открылся нам с горы Голый шпиль (высота 800 м). Отсюда удалось увидеть красивые места Крыма, а также обсерваторию, послужившую отправной точкой нашего путешествия, и оценить пройденный путь. Чатыр-Даг ждал нас впереди. Возвышающаяся над деревьями Эклизи-Бурун — высочайшая точка горного массива (1527 м) — казалась такой близкой, как будто идти до нашей цели оставалось всего пару-тройку часов. Но, как мы уже понимали, это была обманчивая близость.

По пути мы сделали марш бросок к роднику Домчи-кая, чтобы пополнить иссякшие запасы живительной влаги. Здесь нас приободрил вечерний холодок, так что мы прибавили ходу и вскоре достигли нижнего плато, где на высоте 1000 метров над уровнем моря был разбит лагерь. Это оказалась наша последняя ночевка в шумной компании. Утром третьего дня мы попрощались с Сергеем и его подопечными. Дальнейшее путешествие по Крыму мы продолжили вдвоем.

Наши друзья отправились покорять дразнившую нас всю дорогу макушку Чатыр-Дага — Эклизи-Бурун. Мы же, в свою очередь, решили подняться на вторую вершину горы — Ангар-бурун (1453 м),  по пути заглянув в одну из знаменитых пещер нагорья — Эмине-Баир-Хосар (Мамонтовую).

Нам и прежде доводилось бывать в пещерах, но в подобной — вертикального типа, с гигантскими залами, уходящими на глубину более сотни метров, мы оказались впервые. Это сейчас карстовая бездна «укрощена» — оборудована специальными дорожками, лестницами и искусственной подсветкой, а ведь пару десятков лет назад Мамонтовая была куда как менее дружелюбна к посетителям. В стремлении проникнуть в потаенные уголки пещеры-загадки смельчакам приходилось спускаться в отвесные колодцы, протискиваться в узкие промоины — и все это в кромешной тьме. Даже теперь здесь еще остаются места, способные бросить вызов исследователям подземелий (для посетителей оборудован маршрут в 900 метров, тогда как общая протяженность пещеры — около двух километров). Так как мы не причисляли себя к спелеонавтам, то решили ограничиться коротким гостевым маршрутом, и этого оказалось вполне достаточно, чтобы оценить великолепие подземных чертогов Чатыр-Дага. Что и говорить, хозяйка Шатёр-горы, как истинная женщина, имела тягу к роскоши. Своды своей резиденции она украсила причудливыми люстрами из сталактитов, в подземных галереях, не побоявшись кражи, выставила скульптурные работы лучших горных мастеров.

Наверное не одно поколение гномов трудилось над оформлением натечных барельефов пещеры.

Своим богатым убранством Мамонтовая пещера дает широкий простор для воображения.

Вот перед нами одна из главных реликвий Эмине — Шапка Мономаха.

А это пещерный страж, приставленный охранять бесценные сокровища недр.

Чудесные изваяния, созданные природой, словно живут своей жизнью, не обращая внимания на восторженных посетителей. Кстати, пещера названа Мамонтовой не случайно. Давным-давно в 16-метровый колодец (через который в пещеру впервые и проникли спелеологи) упал неосторожный мамонтенок. Бедняга увековечил себя — теперь его уникальные останки первыми попадают под огонь фотокамер. Стоит отметить, что менее экзотичные животные также становились жертвами ненасытной пещерной пасти.

Спустя час блужданий по подземным залам мы покинули пещеру. После погружения в недра Земли то, что нередко проходит мимо повседневного восприятия: солнечное тепло, дуновение ветра и вкус воздуха… особенно остро ощущалось и ценилось. Наконец-то нам оставалось сделать последний рывок — к верхнему плато Чатыр-Дага.

Наш путь пролегал через открытую равнину яйлы, усеянную карстовыми воронками. Здесь важно было не поддаться соблазну «спрямить» дорогу к желанной цели. Сошедший с окольной, но верной тропы, рисковал потерять уйму времени и сил, петляя между глубокими провалами. Подобный поворот  событий был сейчас не кстати — солнце уже клонилось к горизонту, а скалистый откос Ангар-Буруна, который нам предстояло покорять, отнюдь не выглядел легким поединщиком. «Ну не глупость ли замахнуться с рюкзаками да впотьмах на такого крепыша?» — невольно возникало в голове.

Признаться, в какой-то момент пути мы даже принялись малодушно высматривать место для лагеря. Среди можжевельника, пушистым ковром укрывавшего землю, то и дело попадались заманчивые полянки. Но остановиться здесь — значило отказаться от первоначального намерения разбить лагерь на вершине, ведь следующую ночь нам уже предстояло провести в поезде Симферополь — Москва. Как же лучше поступить? Одолеваемые сомненьями мы вышли к обрыву нижнего плато, и тут восхитительное море из розовых облаков, омывающее склоны Чатыр-Дага, вмиг растворило все наши страхи.

Сегодня мы будем наверху! Смерив взглядом горную кручу, бросаемся на штурм.

Как часто бывает, для воплощения задуманного не доставало только решимости — меньше чем через час мы уже стояли на вершине и любовались яркой луной — нашей бесценной помощницей. Этой ночью нам довелось оказаться единственными постояльцами горы Ангар-Бурун, так что выбор места заселения не составил труда. Мы укрепили свой тент на закрытой от ветра площадке, которая вдобавок ко всему обещала нам шикарный вид по пробуждении.

Утром усидеть в палатке было невозможно, о чем мы ничуть не пожалели. Восход был необыкновенно красочным. Солнце медленно поднималось над горой Демерджи, озаряя все вокруг своими радужными лучами.

Стоило нам немного спуститься по склону, как скалистые отроги Чатыр-Дага распахнулись, словно створы гигантских ворот, и за ними открылась прекрасная панорама нижнего плато. Здесь, на уступе, мы и устроили чаепитие, блаженно глазея по сторонам.

К сожалению, нет рая на земле —  как только солнце начало пригревать с достаточной силой, в воздух поднялись стайки суетливых мушек, вмиг сбивших наш романтический настрой. Пора было собираться. За три дня кочевой жизни мы достигли небывалой оперативности в вопросе сборов, и вскоре были готовы выдвинуться в путь. Но сначала хотелось еще раз подняться на самую верхушку горы, теперь уже при свете дня.

Отсюда открывался чудесный вид в сторону Алушты — вчерашняя пелена облаков рассеялась, и теперь ничто не мешало любоваться морскими просторами. А бросив взгляд на запад, можно было разглядеть череду скал останцев, на которых расположились знаменитые пещерные города Крыма – Тепе-Кермен, Качи-Кальон, Чуфут-Кале. Вновь радовало глаз кажущееся безграничным Черное море и вызывали неподдельное восхищение другие красивые места Крыма.

Однако время поджимало, и как ни заманчивы были дорожки, убегавшие к западной вершине горного массива — Эклизи-Бурун, на этот раз мы устояли перед их магнетизмом. Хотя, кто знает, может когда-нибудь нам еще доведется здесь побродить…

Вдоволь насладившись крымскими пейзажами, мы были готовы к расставанию с горой. Наше восхождение окончено, теперь только вниз! Потянулась длинная каменистая тропа к Ангарскому перевалу. По пути нас ждала символичная встреча с пожилыми крымчанами, бодро поднимающимися в гору. Как выяснилось, неутомимые старики решили отпраздновать 88-летие своего товарища на вершине. Сам дед-именинник, несмотря на свой преклонный возраст, вышагивал впереди всех. Достойный пример!

Под палящими лучами солнца даже спуск давался нелегко, поэтому преодолев открытую часть склона, мы с особым наслаждением вошли в спасительную прохладу буковой рощи. Тут произошла еще одна радостная встреча — с нашей группой из Научного. Ребята рассказали, что вчера днем успешно поднялись на Эклизи-Бурун, а ночевали здесь — на лесной поляне.

Спустившись к Ангарскому перевалу, мы сели на троллейбус, едущий из Ялты в сторону Симферополя, но перед тем, как отправляться, успели бросить взгляд на покоренную вершину. Вновь кажущийся таким же неприступным Чатыр-Даг величаво прощался с нами и сдержанно приветствовал новых дерзнувших. Ну что-же, до свидания, Шатёр-гора! До новых встреч, полуостров Крым!